На страницу События

Ланьшинский карьер

Отчет о велосипедном походе, состоявшемся 18.09.99: ПУЩИНО - ЛАНЬШИНСКИЙ КАРЬЕР - ПОДМОКЛОВО - ПУЩИНО
Клуб "Азимут".

Uzm-line

каменоломни карьер белый камень велосипедный поход Пущино

Участвовали: Воронежские Настя, Степа (9), Дещеревские Леша (рук., ©  авт.отчета), Олег (9), Оля (11), Дубровский Петр (11), Наумченко Максим (12), Панков Андрей (12).

Целью нашего второго велопохода был поиск древних каменоломен, из которых в прошлые века брали белый камень для строительства серпуховских храмов и монастырей. На берегу речки работники расчищали почву и глину и долбили туннели высотой и шириной до двух метров. Добытый камень грузили на подводу и везли к речке, затем на лодках сплавляли к месту строительства. Штреки и выработки следовали за пластами известняка, причудливо изгибались, пересекались, подчас образуя сложные разветвленные лабиринты протяженностью десятки километров. Такие заброшенные катакомбы известны по всей территории России, и во многие из них до сих пор можно зайти или заползти и осмотреть следы деятельности наших предков. Особенно сильно изгрызены подземными ходами берега Пахры ниже Подольска, Волги около Стариц и многих других среднеевропейских речек поблизости от мест традиционной застройки. А вот на Оке искусственные пещерные системы почти неизвестны. Откуда же брали камень для монастырей и соборов Серпухова, Каширы, Коломны, Рязани? На этот раз мы намеревались исследовать правый берег Оки от Ланьшино до моста московско-курской железной дороги.

Из Пущино мы выехали в начале девятого. Запланированный привал около разобранного автомобильного моста через Оку пришлось отменить: дорогу к реке перегородили колючей проволокой и объявили зоной отчуждения. А всего пару месяцев назад здесь можно было выехать к десятиметровому обрыву старого шоссе и с кромки бетонного уступа полюбоваться на Оку и мост железной дороги.

Перекусив около моста через Скнигу, мы двинулись по дороге вверх и вскоре после поворота на Подмоклово заехали в лес для следующего привала. Но найти место для перекуса не удалось: все придорожные полянки буквально утопали в мусоре. Чтобы очистить от бумажек, пластиковых бутылок и обрывков полиэтиленовой пленки хотя бы одну лужайку, пришлось развести костер и побросать туда все, что нарушало экологическое и эстетическое равновесие. В результате короткий привал растянулся почти на час, но о потраченном времени никто не пожалел.

По плану, дальше мы хотели ехать в Волковичи по обозначенному на карте проселку, срезающему десятикилометровую петлю шоссе. Увы, на повороте шоссе дорога не обнаружилась, а на заросшую тропинку, уходившую с шоссе не к югу, а к востоку, мы не обратили внимания.

Проехав по шоссе еще два километра, мы свернули влево по небольшой стежке, которая тут же исчезла. Двигаясь лесами и полями, мы перешли небольшой ручей (на редкость приятные места - вот где надо было делать привал!) и вскоре оказались на западной окраине поселка Волковичи.

Осмотревшись и расспросив местных жителей, мы выяснили, что никаких выходов известняка в Волковичах нет, а крутые горы с родниками и каменными обрывами надо искать около пл.118км. Но это как-нибудь в другой раз, а сегодня наш путь лежит к Оке, к старому ланьшинскому карьеру.

Миновав дачный поселок, мы въехали в карьер и были поражены его размерами. Скальные стенки высотой 10-20м окружают огромный двухкилометровый котлован. Как рассказал нам Иван Емельянович Рыков, бывший работник карьера, раньше здесь действительно существовали подземные выработки. Позже, с 1925 по 1954 год камень брали открытым способом. Работали в основном вручную, камень к реке возили на тачках. И только в 1954г на карьер пришла мощная техника, а еще через два года закончили строительство дороги Ланьшино-Лукьяново, и работа закипела с утроенной энергией. Гигантский пласт известняка выбрали прямо вместе с древними штреками, и теперь ничто не напоминает о существовавших здесь когда-то подземных лабиринтах.

Перекусив, мы еще раз обошли вокруг котлована. Современные старатели дробят камень взрывами, поэтому стены карьера сплошь покрыты трещинами, а сыпучие живые осколки не позволяют организовать здесь скальные тренировки.

Между карьером и Окой сохранились высокие песчаные бугры, покрытые сосновым лесом. Выбрав точку с наилучшим обзором, мы убрали оставшийся от предшественников мусор и сварили чай, съели припасенные на обед продукты. Все время над нами кружили и выделывали разные трюки легкие самолеты. Оказывается, как раз в ту субботу в дракинском аэропорту проходил чемпионат России по самолетному спорту.

Осмотрев бетонный заводик и длиннющие транспортеры, подающие наверх окский песок, мы тронулись в путь. Следующую остановку сделали в ланьшинском песчаном карьере, точно напротив устья реки Протвы. В этом месте сходятся три области: тульская, калужская. и московская.

От карьеров в Подмоклово по краю поймы идет неплохая грунтовка. Но перед самой деревней она исчезает. Чтобы не подниматься на горку, к набившему оскомину асфальту, мы решили двигаться по краю поймы. До церкви, хорошо видной с заливных полей, дорога была очень плохой, а затем она и вовсе исчезла. Чуть ниже деревни, там, где пойма выклинивается и сходит на нет, мы спустились к Оке. Интересно, что река тут в два-три раза уже, чем в Пущино. Дети даже попытались перебросить на другой берег несколько камней, но естественно, у них ничего не вышло.

Дальше мы ехали по тропинке. Миновали несколько чистых холодных ручьев, и вот развилка. Нижняя тропка, уже почти непроезжая, спускается к самой воде, а верхняя, чуть более хоженая, нырнула в низкую щель под забор пионерлагеря. Неужели придется возвращаться назад в Подмоклово? К счастью, рядом обнаружились ворота, запертые большим ржавым болтом.

С трудом открутив гайку, мы проникли на территорию лагеря. Вокруг царило ужасное запустение. Дома с битыми стеклами, покосившиеся сараи, всюду кирпичная крошка и ржавые железяки. Только асфальтовая дорожка сохранила видимость целости, но ее тут и там перегородили упавшие деревья. Наверно, так выглядел бы мир после взрыва нейтронной бомбы...

Вот и главные ворота пионерлагеря. В отличие от предыдущих, они заперты на замок. Перелезать забор с велосипедами? К счастью, рядом обнаружилась незапертая калитка.

Короткий перекус - и вот мы на шоссе. Уже после Липиц у Максима начала травить камера, но мы ехали, подкачивая ее каждые 15-20 минут. Следуя традиции, у моста через Любожиху (к которому мы опять прибыли в сумерках) мы сделали последнюю остановку и доели НЗ, в который, как всегда, заранее отложили самое вкусненькое. На горе сияли огни большого города Пущино, до которого нам осталось проехать (а кому-то и прошлепать пехом) последний километр из 75, пройденных за этот длинный, трудный и интересный день.

Пущино, 18.09.1999

Ссылки по теме:



Uzm-line

На страницу  События
На страницу События



Главная страница - uzm.spb.ru